Четверг, 2 мая 2024 0 +
Четверг, 2 мая 2024 0 +
Популярно
10:59, 13 апреля 2020

Советские приключенческие романы. Часть 1


Дети 1910–20-х годов стали первым поколением, воспитанным на идеалах новой советской действительности и на новых книгах.

Среди них была не только сухая идеологически верная литература, но и увлекательные романы, которыми зачитывались порой и родители.

Хиты советской книжной индустрии.

Григорий Белых и Л. Пантелеев, «Республика ШКИД» (1926)
Григорий Белых и Л. Пантелеев, «Республика ШКИД» (1926)
Беспризорность была острой проблемой начала 1920-х годов.

Число детей-сирот, появившихся после революционных волнений и Гражданской войны, оказалось огромным — и они были едва ли не на виду у всех.

Переводчица Лилианна Лунгина, например, рассказывала о ярком детском впечатлении: огромных котлах на улицах Москвы, в которых днем варился гудрон, а по ночам спали мальчишки-беспризорники.

Сама книга описывает будни воспитанников школы имени Федора Достоевского.

Все они — сироты и вчерашние беспризорники — попали в образцовый детский дом, где их учат самостоятельности, ответственности и честности.

Учителя относятся к воспитанникам с уважением и доверием, отчего и вся ШКИД кажется детям не просто школой, а настоящей республикой, в которой каждый из них несет ответственность не только за себя самого, но и за жизнь окружающих.

Повесть об уникальном опыте перевоспитания малолетних преступников в образцовых советских граждан вмиг стала популярной.

Ее авторов — Григория Белых и Л. Пантелеева — и героев — Цыгана, Черных, Япошку и других — полюбили молодые читатели всей страны.

Написанная живым языком, «Республика ШКИД» оказалась не только увлекательным чтением, но и метафорой счастливого будущего, в котором «кто был никем, тот станет всем».

Николай Огнев, «Дневник Кости Рябцева» (1927–1929)
Николай Огнев, «Дневник Кости Рябцева» (1927–1929)
Костя Рябцев, как и его дневник, был фантазией советского писателя Михаила Розанова, творившего под псевдонимом Н. Огнев.

Роман состоит из скрупулезных записей впечатлительного подростка обо всех изменениях в его жизни.

Например, о том, как обычные уроки заменили «Дальтон-планом» — экспериментальной системой преподавания, по которой педагоги не играли решающей роли в процессе обучения, и которая была повсеместно введена в школах после революции.

Ученик получал список вопросов и занимался по ним самостоятельно.

«Учителя ничего не рассказывают. Ученику самому приходится все узнавать. Я так, по крайней мере, понял», — уточнял удивленный Костя.

Домашних заданий не было, ответов у доски — тоже.

Учитель приходил на помощь лишь в случае необходимости и принимал итоговый отчет в конце семестра.

Но и вне школы жизнь подростка была полна потрясений и открытий.

Крепка ли дружба?

Существует ли любовь?

Как доказать учителям, что ты взрослый и имеешь свою точку зрения?

И вообще, кем стать и каким стать?

На все эти вопросы Костя мучительно искал ответы в самом себе с помощью молчаливого друга, дневника — главной отдушины в сложном мире.

До войны Костя Рябцев был любимцем многих юных читателей, которые ценили книгу за легкость повествования.

А героя — за умилительную честность, с которой он подходил к анализу собственных душевных переживаний.

Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» (1928–1931)
Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» (1928–1931)
Будни героев автобиографического романа проходили в той же обстановке, что и жизнь Кости Рябцева.

Но, в отличие от Кости, герои Кассиля братья Леля и Оська не просто фиксировали происходящее в своей жизни и пытались сориентироваться в мире взрослых — они придумывали собственную страну, где все происходило так, как им хотелось.

В своих фантазиях подростки отразили впечатления от эпохи героических советских мореплавателей.

Дом ребята представляли кораблем, а папу — капитаном.

Швамбрания была страной на острове в виде зуба, расположенном посреди моря.

Эта страна постоянно с кем-то враждовала, но всегда побеждала, ведь все ее жители были отважными и отчаянными воинами.

В первые годы советская власть больше, чем когда-либо позже, производила мифы о прекрасном будущем.

Утопические мечты были одной из основных черт эпохи, и, пока взрослые строили социализм, дети в повести Кассиля тоже разрабатывали проект страны всеобщего счастья — Швамбрании.

Автор: Мария Соловьёва
Источник: culture.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

© 2024 МБУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Петушинского района»
Все права защищены