Рувим Фраерман, «Дикая собака Динго» (1939)
Далеко-далеко, в небольшом городке на Востоке СССР, жила девочка Таня вместе со своей мамой.
У Таниного отца была другая семья, у мамы — глубокая драма после развода и несчастной любви.
А у Тани был друг — маленький отважный тунгус Филька, рыцарь во плоти, готовый ради нее пойти на любые подвиги: покорить тайгу, ну или хотя бы добыть муравьиный сок.
И Таня… влюбилась.
Но не в Фильку, а в приемного сына своего отца.
Тонкая и трогательная повесть не зря вышла под заголовком «Повесть о первой любви» — она подробно описала это прекрасное чувство.
И, конечно, не обошлось без приключений: герои участвовали в гонках на собачьих упряжках в буран, совершали подвиги ради спасения любимых и отчаянные поступки в порыве ревности.
Возможно, именно поэтому книгу Рувима Фраермана приняли холодно критики-современники (не ради любви советские подростки должны становиться героями), но с удовольствием читали дети не только поколения 1930-х годов, но и следующих десятилетий.
Аркадий Гайдар, «Судьба барабанщика» (1939)
Аркадий Гайдар был одним из главных подростковых авторов довоенного Советского Союза: с одинаковой любовью к нему относились и критики, и читатели.
Настоящим хитом стала повесть Гайдара «Тимур и его команда»: история о маленьких Робин Гудах, которые боролись за справедливость в масштабе отдельно взятого дачного поселка, была так популярна, что породила в СССР целое движение тимуровцев.
А вот «Судьба барабанщика», вышедшая в 1939 году, вызвала настоящий скандал, ведь отец главного героя книги был признан врагом народа за растрату.
Подобный сюжет в эпоху Великого террора казался немыслимым, и Гайдару едва удалось избежать репрессий.
«Проклятая «Судьба барабанщика» по мне здорово ударила», — написал писатель в своем дневнике.
По сюжету после ареста отца мальчик Сережа остался один на один с жестоким взрослым миром.
Он старательно избегал влияния плохой компании, раскрыл замысел мошенника-вора Дяди Якова, сумел найти новых, порядочных друзей и в финале наконец встретил освобожденного отца.
Книга оказалась близка молодым читателям: тема репрессий, трансляция сталинской формулы «Сын за отца не в ответе» были искусно облечены в детективную форму.
И конец у истории оптимистичный, ведь героический дух настоящего пионера — к тому же барабанщика отряда — выше всяких бед.
Вениамин Каверин, «Два капитана» (1938–1940)
В детстве простой парнишка Саня Григорьев нашел в реке папку со старыми письмами.
Их, как оказалось, писал своей жене отважный путешественник капитан Татаринов, потерпевший бедствие в Арктике.
Поиск правды об исчезновении полярной экспедиции стал делом всей жизни Григорьева.
Роман Вениамина Каверина обрел всемирную славу: он был переведен на многие иностранные языки и неоднократно экранизировался.
Для современников история оказалась примечательной еще и потому, что учила юных советских читателей уважительно относиться к дореволюционным героям — покорителям Севера.
Героизм представал в книге не символом эпохи, а качеством характера честного и достойного человека.
А главный лозунг романа «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» для поколения юношей и девушек, на чью долю позже выпали ужасы Великой Отечественной войны, оказался пророческим наставлением.
Автор: Мария Соловьёва
Источник: culture.ru