«Не хочу учиться, а хочу жениться» — жизнеутверждающее высказывание Митрофанушки вот уже третье столетие не теряет актуальности.
Первая в истории русской драматургии реалистическая, или бытовая, комедия Дениса Фонвизина подарила и массу ярких образов, и полезных афоризмов.
Идеи «Недоросля» у Фонвизина оформились в Европе.
На протяжении полутора лет литератор, будучи во Франции, знакомился с философией, юриспруденцией и жизнью страны.
При написании «Недоросля» драматург опирался на статьи из сатирических журналов, произведения Вольтера, Руссо, Дюкло и даже комедии, написанные самой Екатериной II.
Говорящие фамилии — лучшие авторские характеристики.
В набросках главного героя звали Иванушка, но к выходу комедии в свет — уже Митрофанушка, в просторечии «маменькин сынок» — госпожи Простаковой.
Псевдоученый Вральман и чиновник Правдин, Стародум и Скотинин, Софья и Милон, Цыфиркин и Кутейкин — герои самого известного произведения Фонвизина и законченные портреты своей эпохи.
История недорослей в России.
Так в ХVIII веке именовали дворянских детей, не достигших возраста, назначенного Петром I для поступления на службу.
Фонвизин наполнил образ ироническим смыслом.
Недоросль — необразованный, неотесанный, грубый, эгоистичный молодой человек, а имя Митрофанушка с легкой руки драматурга стало нарицательным.
Самая репертуарная пьеса ХVIII века русской сцены.
За год до премьеры автор испытывал произведение на домашних чтениях.
Поставить пьесу намеревались и в Петербурге, и в Москве.
Московская цензура рисковать не стала.
Премьера прошла в 1782 году в Вольном российском театре Петербурга.
«Недоросль» пережил множество любительских постановок.
В спектакле Нежинской гимназии роль Простаковой играл Гоголь.
Автор, он же режиссер.
Работал над постановкой, распределял роли и сам Фонвизин, и «первый придворный российского театра актер» — Иван Дмитриевский.
Самый знаменитый актер ХVIII века исполнил роль Стародума и стал главным магнитом для публики.
Роль Правдина сыграл яркий актер и драматург Петр Плавильщиков, а образ Еремеевны с блеском воплотил ведущий комик того времени Яков Шумский.
«Умри, Денис, лучше не напишешь» — фраза, приписанная Григорию Потёмкину, стала настоящим историческим анекдотом.
По театральной легенде, после премьеры спектакля в Петербурге к Фонвизину якобы подошел князь Потёмкин с этой фразой.
По другой версии — лестный отзыв принадлежит Державину.
«Драматический словарь» того времени сообщал: «Публика аплодировала пьесу метаньем кошельков».
Смехом казнить пороки.
Главную свою задачу своего времени комедия выполнила сполна.
«Слишком верные списки с натуры», — говорил о персонажах «Недоросля» Белинский; «Всё взято живьем с природы», — вторил коллеге Гоголь; первой народной комедией называли «Недоросля» декабристы.
«Единственный памятник народной сатиры», — называл произведение «русского Мольера» Пушкин.
От бытовой комедии к сатирическому журналу.
В 1783 году вышло первое печатное издание «Недоросля», а спустя пять лет Денис Фонвизин пытался выпускать собственный сатирический журнал с говорящим названием «Стародум» — по имени самого рассудительного героя комедии.
Журнал запретила императрица Екатерина II.
«Недоросль» в любимцах и у современных режиссеров.
История о Митрофанушке — в репертуаре самого северного театра в мире — Норильского заполярного, а также Рязанского и Нижегородского тюзов.
С музыкой Дмитрия Шостаковича и русскими народными мелодиями комедию представляет Детская филармония Петербурга.
А в 2015 году «Недоросль» стал еще и мюзиклом — с легкой руки композитора Александра Журбина.
30-летний юбилей Митрофанушки в Малом театре.
Современная версия «Недоросля» на этой сцене начинает отсчет с 1986 года.
Сыграно более 700 спектаклей.
«Надоело ужасно, — вспоминал Афанасий Кочетков, игравший Стародума, — но вдруг на каком-то спектакле пришли на утренник школьники, и по их реакции я понял… что им интересна позиция этого персонажа, его философия, его размышления…»
Топ-10 цитат из комедии, актуальных по сей день:
1. «Не хочу учиться, а хочу жениться».
2. «Как наружность нас ослепляет».
3. «Прямое достоинство в человеке есть его душа».
4. «Имей сердце, имей душу, и будешь человеком во всякое время».
5. «Начинаются чины — перестает искренность».
6. «Наличные деньги — не наличные достоинства».
7. «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом».
8. «Суженого конем не объедешь, душенька!»
9. «В большом свете водятся премелкие души».
10. «Золотой болван — всё болван».
Источник: culture.ru